Механизмы досудебного урегулирования налоговых споров и пути разрешения конфликтов в досудебном порядке стали темой публичных онлайн - обсуждений в УФНС России по Иркутской области.

Спикеры вебинара заместитель руководителя Управления О.С. Фесенко и и.о. начальника отдела досудебного урегулирования налоговых споров Е.В. Шамсутдинова рассказали о развитии института рассмотрения жалоб и способах реализации стратегии по снижению конфликтности между налогоплательщиками и налоговыми органами путем совершенствования механизмов примирительных и иных внесудебных процедур.

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров закреплен в главах 19, 20 НК РФ и предполагает взаимодействие, при котором беспрепятственно реализуются и исполняются предусмотренные законом правомочия и обязанности граждан, а налоговым органом своевременно и результативно пресекаются нарушения законодательства в рамках своей компетенции. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействия их должностных лиц. Среди плюсов внесудебного способа решения спорных ситуаций - оперативность и простота оформления жалобы, отсутствие необходимости уплаты госпошлины и судебных расходов, короткие сроки рассмотрения жалоб и исполнения решений. 

Специалисты налоговой службы познакомили участников онлайн-трансляции с преимуществами направления жалобы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и через сервис налоговой службы «Личный кабинет налогоплательщика», а также порядком и сроками представления жалоб с учетом практики рассмотрения споров. 

Кроме того, особое внимание уделено изменениям, внесенным в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 17.02.2021 № 6-ФЗ. Так, согласно п. 2 ст. 140 НК РФ для заявителя теперь реализована возможность рассмотрения жалобы с использованием видео-конференц-связи. Таким образом, повышается прозрачность процедуры, упрощаются способы взаимодействия с налоговым ведомством, и создаются благоприятные условия для разрешения спорных ситуаций. Список инспекций региона, в которых возможно проведение ВКС, размещен на сайте ФНС России в разделе «Досудебное урегулирование споров». А с помощью сервиса «Узнать о жалобе» организации и граждане могут оперативно получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, заявлений и предложений. 

Также в рамках онлайн-слушаний спикеры отметили, что главным маркером результатов досудебного урегулирования споров является снижение количества обращений заявителей в суд. Количество споров, рассмотренных в арбитражных судах Российской Федерации с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 15-20 %. В Иркутской области в 2019 году количество рассмотренных судебных дел по спорам, прошедшим досудебное урегулирование, уменьшилось почти на 20% (175 заявлений) по сравнению с 2018 годом (218 заявлений), в 2020 году - на 33 % (117 заявлений), за 9 месяцев 2021 года – на 40 % (57 заявлений).

Отдел работы с налогоплательщиками ФНС России по Иркутской области.

Контактные телефоны: 8 (3952) 28-93-83.